МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 с. СБЕГА
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Программу разработали:
Башурова Н.И. библиотекарь,
Толстокулакова Л.В., учитель
начальных классов,
с. Сбега
2011
«В ГОСТЯХ У МАРШАКА»
Оформление: кроссворд, книжная выставка «Чьи стихи мы знаем с детства». Плакат «В гостях у Маршака» (вначале слово «Маршака» закрыто, когда ребята разгадают кроссворд, открыть), портрет С.Я.Маршака.
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать больше об очень хорошем человеке – известном детском писателе. Если кто-нибудь начнет грузить в вагон всякую всячину: пакеты, чемоданы, ящики, сумки, то и дело беспокойно пересчитывать их при этом, роняя, суетясь. Непременно уж послышится со стороны: «Да, как говорится, дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку…». А кто-то добавит: «Еще бы сюда маленькую собачонку».
Оставит нечаянно какой-нибудь гражданин – зевака портфель на прилавке, и мы тотчас же скажем: «вот какой рассеянный с улицы Бассейной!» Над мальчуганом, взявшимся что-то мастерить, но все поломавшим, подшутят: «Эх ты, мастер-ломастер».
Может быть, и не поймет иностранец, откуда взялось такое прозвище, но зато почти всякий россиянин, будь он почетный гражданин в летах или малыш знает, откуда повелись эти веселые, меткие запоминающиеся слова.
Они пришли в нашу жизни из хорошо известных детских книжек. А сочинил эти книжки любимый ребятами, ставший знаменитым среди взрослых детский писатель. А как его фамилия, вы узнаете, разгадав кроссворд, состоящий из загадок, придуманных этим замечательным человеком. Ой, а где же загадки?
/Стук в дверь и появляется Незнайка/
Незнайка: Здравствуйте ребята! Ой, как вас много. Ребята, по пути к вам я нашел загадки, а вот отгадать их не могу, вы мне поможет?
Ребята: Да!
Ведущий: А какие загадки у тебя?
Незнайка показывает.
Ведущий: Это же загадки от нашего кроссворда ребята. Хорошо Незнайка загадывай.
Незнайка загадывает загадки.
КРОССВОРД
|
|
|
|
|
|
|
М
|
Я
|
Ч
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
А
|
П
|
О
|
Г
|
К
|
А
|
Л
|
Е
|
Н
|
Д
|
А
|
Р
|
Ь
|
|
|
|
|
|
Л
|
Я
|
Г
|
У
|
Ш
|
К
|
А
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч
|
А
|
С
|
Ы
|
|
|
|
|
|
|
О
|
Ч
|
К
|
И
|
|
|
1. Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. /мяч/
2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья,
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. /сапоги/
3. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстым,
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. /календарь/
4. Пучеглазая особа.
Из болота смотрит в оба.
Ква – ква – ква, да ква – ква – ква,
Вот и все ее слова. /лягушка/
5. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас. /часы/
6. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу? /очки/
Ведущий: А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия детского писателя МАРШАК, а зовут его Самуил Яковлевич.
Незнайка: А кто это?
Ведущий: Ты не знаешь кто такой Самуил Яковлевич Маршак?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Тогда послушай, ребята тебе о нем расскажут.
Двое из учеников рассказывают о Маршаке С.Я.
«Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г.Воронеж.
Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогорске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.»
Ведущий: Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книги. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес, этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за нее и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я».
Незнайка, ты знаешь эти стихотворения?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Тогда послушай ребят.
Ребята читают несколько стихотворений.
Ведущий: Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича «Круглый год». Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь. –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Или апрель:
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
А что говорил другой известный писатель нам расскажут… /Двое учениц рассказывают/
Другой известный писатель, Корней Иванович Чуковский, однажды весело рассказывал, что знал не одного, а пятерых Маршаков: Маршака – детского поэта. Маршака, пишущего стихи для взрослых. Маршака – автора пьес для театра. Маршака – переводчика, который сделал понятными русским читателям многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, венгерском, польском языках. И, наконец, Маршака – сатирика, который своими меткими беспощадными стихами в годы Великой Отечественной войны высмеивал фашистов. И в каждом из этих пяти совсем разных видов литературной работы Маршак стал изумительным автором.
Ведущий: А теперь, дорогие ребята, посмотрим, кто из вас лучше других знает стихи Самуила Яковлевича Маршака.
/класс делится на две команды – «Усатый полосатый» и «Зоопарк»./
Ведущий: Поэзия окружает нас с детства. Помните, когда вы были маленькими, мама пела вам колыбельные. Становясь старше, вы уже сами разучивали и читали стихи. Удивительный мир поэзии учит нас чувствовать, мыслить, говорить. Попробуем доказать друг другу, что чтение стихов – это увлекательное занятие. Кроме того, стихи интересно не только читать, но и перечитывать.
Незнайка: А я тоже знаю стихотворения. Только начало.
Ведущий: Не переживай Незнайка, ребята тебе сейчас помогут. Ты читай начало стихотворения, а ребята конец. /Игра «Я начну, а вы продолжите»/
За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.
- «Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска».
- «Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну и сказал:
Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»
- «Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!»
- «Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра».
Незнайка: Ой, как хорошо, я теперь знаю эти стихотворения, и начало и конец.
Ведущий: Для выполнения следующего задания каждой команде будут выданы листочки, на которых написаны только последние слова каждой строки замечательных стихотворений. Команды за 5 минут должны вспомнить и прочитать стихотворение полностью, и сказать название стихотворения. За каждый правильный ответ вы получите по 5 баллов.
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
/Маршак С.Я., «Почта»/
- Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны.
Сел в углу перед окном
И заснул глубоким сном.
/Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/
- В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
/Маршак С.Я., «Почта»/
- Сел он утром на кровать,
Стал рубаху надевать,
В рукава просунул руки.
Оказалось, это брюки.
/ Маршак С.Я., «Вот какой рассеянный»/
- Пела ночью мышка в норке:
-Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
/Маршак С.Я., «Сказка о глупом мышонке»/
- Отвечает ей мышонок:
-Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
/Маршак С.Я., «Сказка глупом мышонке»/
♪ ♫ Музыкальная пауза. Ребята исполняют песню «Прекрасное далёко»
Незнайка: Ребята у меня еще есть какие-то карточки на них что-то написано, а я не знаю про кого это. Какой то детектив.
Ведущий: Детектив говоришь? Значит здесь не обойтись без сыщиков. Ну что ребята поможем Незнайке?
Ребята: Да.
Ведущий: Давайте ребята превратимся с вами в сыщиков. А кто это такие? У каждого уважающего себя сыщика была картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у Незнайки. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Вы должны назвать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить из какого он произведения. Ну что Незнайка начинай!
Незнайка: 1. Я и семья покуда
Живем совсем не худо,
Мой муж следит за домом,
А я хожу к знакомым.
/Свинья, «Кошкин дом»/
2. Принесла овсяной каши –
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску –
Отвернулся он от миски.
/Котенок, «Усатый полосатый»/
3. Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
/Василий, «Кошкин дом»/
4. Борода твоя долга,
Да не выросли рога.
У меня длиннее вдвое –
Живо справлюсь я с тобою.
/Коза, «Кошкин дом»/
5. По Бобкин-стрит, по Бобкин-стрит,
Шагает быстро мистер Смит
В почтовой синей кепке,
А сам он в виде щепки.
/Английский почтальон, «Почта»/
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы героев других книг. И кто их написал.
6. Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
/ «Князь Гвидон», Пушкин А.С./
Ведущий: Следующий конкурс – конкурс капитанов. Кто выразительнее прочитает отрывок из Сказки об умном мышонке.
Ведущий: Этот конкурс самый сложный. Он называется «Блиц-эрудиция», означает: вопрос – быстрый ответ.
Очко присуждается тому, кто первым ответит на вопрос.
- Кто пел песню мышонку в сказке «О глупом мышонке»? /Мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка/
- Кто пришел в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? /Свинья, петух с курицей, козел с козой/
- Гости кошки – настоящие друзья? /Нет, они не пустили ее к себе после пожара/
- Что ловил вместо мышек котенок из стихотворения «Усатый полосатый»? /Карандаши/
- Что надел вместо шляпы Человек рассеянный с улицы Бассейной? /Вместо шляпы на ходу он надел сковороду/
- А скажите мне, ребята, где обедал воробей? /В зоопарке у зверей/
- Почему рассеянный так и не смог уехать из города? /Он сел в отцепленный вагон/
- Собираясь на урок, куда попали лодыри из стихотворения «Кот и лодыри»? /Каток/
- Сколько лет было коту, который встретил лодырей на катке? /Год/
Ведущий: А сейчас команды одновременно начнут читать по цепочке по одному слову «Азбуку в стихах». Кто больше прочитает.
Ведущий: Незнайка тебе понравилось как ребята отвечали и помогали тебе?
Незнайка: Да. Теперь мне многое стало понятным и я теперь тоже много знаю.
Ведущий: Незнайка, а ты знаешь, почему ребята много знают?
Незнайка: Нет.
Ведущий: Все дело в том, что ребята читают книги. Если и ты будешь читать книги, то и ты будешь знать много.
Незнайка: Хорошо ребята, я теперь тоже буду читать книги.
Ведущий: Незнайка, как ты думаешь, раз ребята хорошо отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Их наверное надо наградить за это.
Незнайка: Я тоже так считаю.
Объявление итогов.
Награждение медалями «Всезнайка Маршака» и «Знайка Маршака»
Ведущий: Незнайка для тебя тоже есть награда.
Незнайка: Какая?
Ведущий: Ты можешь выбрать любую книгу с выставки и прочитать ее. Ребята кто желает тоже могут взять книги.
Вот и подошла к концу наша встреча. Я хочу закончить его прекрасными словами:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Важнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
К О Н Е Ц .
Список литературы:
1. Маршак, С.Я. Детям. [Текст] – М.: АСТ,1999. – 349 с.
2. Маршак, С.Я. Радуга-дуга: Стихи, сказки, загадки. [Текст] – М.: Дет. Лит., 1984. – 157с.
3. Суркова, И.Ю. Проведение недели детской книги: Посвященной С.Я.Маршаку [Текст] // Завуч нач. школы. – 2002. - № 5. – С. 91-105.
4. Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. [Текст] Сто имен: Биобиблиографический справочник: ЧастьII. М-Я. – М.: Школьная б-ка, 2002.- 223 с.
|